Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся ___класса___________ школы на_____________(дата)
Фамилия, имя | Компоненты учебной деятельности | Учебный интерес | Целеполагание | Учебные действия | Контроль | Оценка | 1. | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2. | | | | | | 3. | | | | | |
1.Уровни сформированности учебно-познавательного интереса
Уровень
| Название уровня
| Основной диагностический признак
| Дополнительные диагностические признаки
| 1
| Отсутствие интереса.
| Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал).
| Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.
| 2
| Реакция на новизну.
| Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории).
| Оживляется, задаёт вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.
| 3
| Любопытство.
| Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач).
| Оживляется и задаёт вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.
| 4
| Ситуативный учебный интерес.
| Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач).
| Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.
| 5
| Устойчивый учебно-познавательный интерес.
| Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).
| Охотно включается в процесс выполнения, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.
| 6
| Обобщённый учебно-познавательный интерес.
| Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.
| Является постоянной характеристикой ученика; ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов.
|
2.Уровни сформированности целеполагания
Уровень
| Название уровня
| Основной диагностический признак
| Дополнительные диагностические признаки
| 1
| Отсутствие цели.
| Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей) требования.
| Плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделять промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.
| 2
| Принятие практической задачи.
| Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется.
| Осознаёт, что надо делать и что он уже сделал в процессе решения практической задачи и может ответить на соответствующие вопросы; выделяет промежуточные цели; в отношении теоретических задач не может дать отчёта о своих действиях и не может осуществлять целенаправленных действий.
| 3
| Переопределение познавательной задачи в практическую.
| Принимает познавательную задачу, осознаёт её требование, но в процессе её решения подменяет познавательную задачу практической.
| Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о её содержании; возникшая познавательная цель крайне неустойчива; при выполнении задания ориентируется лишь на практическую его часть и фактически не достигает познавательной цели.
| 4
| Принятие познавательной цели.
| Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; выполняется требование познавательной задачи.
| Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя её (не подменяя практической задачей и не выходя за её требования), чётко может дать отчёт о своих действиях после выполнения задания.
| 5
| Переопределение практической задачи в познавательную.
| Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней.
| Невозможность решить новую практическую задачу объясняет именно отсутствием адекватных способов; чётко осознаёт свою цель и структуру найденного способа и может дать о них отчет.
| 6
| Самостоятельная постановка новых учебных целей.
| Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы.
| По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы; учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.
|
3.Уровни сформированности учебных действий
Уровень
| Название уровня
| Основной диагностический признак
| Дополнительные диагностические признаки
| 1
| Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности.
| Не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий.
| Не осознаёт содержание учебных действий и не может дать отчёта о них; не с помощью учителя (за исключением прямого показа) не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми.
| 2
| Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем.
| Содержание действий и их операционный состав осознаются; приступает к выполнению действий, однако без помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.
| Может дать отчёт о своих действиях, но затрудняется в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работает при пооперационном контроле; самостоятельные учебные действия практически отсутствуют.
| 3
| Неадекватный перенос учебных действий.
| Ребёнок самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи.
| Усвоенный способ применяет «слепо», не соотнося его с условиями задачи; такое соотнесение и перестройку действия может осуществлять лишь с помощью учителя, а не самостоятельно; при неизменности условий способен успешно выполнять действия самостоятельно
| 4
| Адекватный перенос учебных действий.
| Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа; пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя.
| Достаточно полно анализирует условия задачи и соотносит их с известными способами; легко принимает косвенную помощь учителя; осознает и готов описать причины своих затруднений и особенности нового способа действ.
| 5
| Самостоятельное построение учебных действий.
| Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу.
| Критически оценивает свои действия, на всех этапах решения задачи может дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно.
| 6
| Обобщение учебных действий.
| Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного частного способа.
| Овладевая новым способом, осознаёт не только его состав, но и принципы его построения (т.е. то, на чём он основан), осознаёт сходство между различными модификациями и их связи с условиями задач.
|
|
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Календарь« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Кнопка сайта
>
|